Хронический тонзиллит. Подсказка Гиппократа

Что вызывает хронический тонзиллит?
О хроническом тонзиллите знают практически все. Поэтому излагать общеизвестные факты не имеет смысла, т. к. сотни статей на эту тему есть в интернете и специальной литературе. При этом признано, что единой теории патогенеза не существует. Это значит, что есть проблема в понимании патологических механизмов, которые по неизвестной причине вызывают снижение иммунитета, проявляющееся в персистирующем воспалении небных миндалин. Ясно одно, что хронизация и рецидивирование обусловлены недостаточной напряженностью иммунитета. В этом направлении работает иммунология, пытаясь выявить недоработки, и на этой основе восстановить на должный уровень защитные механизмы. Кроме того появляются новые лекарственные препараты, физиотерапевтические методы и операции.
Но, к сожалению, хронический тонзиллит остается хроническим и заметного прогресса пока не наблюдается.
Гиппократ нам поможет
Поражаешься порой глубине представлений об организме и мудрости древних врачевателей и философов. Гиппократ утверждал: «Болезнь органа - это не болезнь самого органа. Это нарушение взаимоотношений организма с окружающим миром». Т. е., для того, чтобы иметь полноту знаний об органе и причинах нарушений в его работе, необходимо рассматривать этот орган с учетом его внешних связей с окружающим миром.
Это фундаментальное положение требует пояснений на примере с обыкновенной чашкой. Можно бесконечно исследовать и описывать материал, из которого она сделана, начиная с уровня мелких ее осколков и заканчивая атомным и уровнем элементарных частиц. И все это будет истинным знанием. Также будет истинным знанием множественность различных материалов, используемых при изготовлении чашки, а также множественность различных форм чашки. Все эти знания представляют огромный массив. Тем не менее, несмотря на многолетний и плодотворный научный труд знания останутся далеко неполными. Например, мы не сможем ответить на многие вопросы: для чего нужна чашка?; почему разные формы и материалы и чем это обусловлено?; для чего эта завитушка сбоку, а то и две, а бывает, и вовсе их нет?; для чего ее разукрашивают и т.д.
Для полноты знаний об объекте необходимо выйти за пределы объекта
Таким образом, наши знания будут неполны до тех пор, пока мы не выйдем за пределы изучаемого объекта – чашки, т.е. не начнем изучать внешние взаимоотношения чашки. Тогда мы обнаружим человека с его кистью и пальцами, определенной формы, у которого имеется постоянная потребность в потреблении воды. Появляется еще один внешний объект – жидкость с ее бесформенностью. Отсюда становится понятной форма чашки и предназначение завитушки сбоку. Оказывается это ручка, за которую держат пальцы руки человека чашку. А есть другие народы, которые обходятся без ручки – пиала. Изучая внешний мир и, соответственно, человека узнаем, что имеются эстетические потребности и художественный вкус, потребность творчества. Тогда становится понятным разукрашивание чашки и т.д.
Миндалины и внешний мир
Аналогично, для более полного понимания проблемы хронического воспаления миндалин необходим многоплановый взгляд на объект нашего изучения в соответствии с концептуальным подходом Гиппократа. В этой связи весьма важно рассматривать нарушения взаимоотношений человека с социумом, сферу межличностных взаимоотношений. По нашему мнению роль психоэмоциональных переживаний недооценена и требует внимания ученых. Как раз в этом русле в последние десятилетия новым направлением научного поиска является психонейроэндокриноиммунология. Для лучшего понимания значения психоэмоциональных переживаний в рецидивах тонзиллита предлагаем случай из практики.
«Ангина на шашлыках»
Очередная встреча в понедельник с моей пациенткой по поводу обострения ее хронического тонзиллита в виде лакунарной ангины. После осмотра и обсуждения плана лечения на мой вопрос о причине обострения, она сходу выдвинула свою версию: «В воскресенье отмечали на даче с девчонками день рождения сына (7 лет). Было прохладно, вот и простудилась». Дальше привожу наш диалог:
- И Вы мне это говорите после того, что «между нами было!»*, - усмехнулся я. - А кто еще простудился или того хуже, заболел ангиной?
*здесь требуется пояснение моего с некоей долей юмора вопроса. Дело в том, что перед этим, месяца два тому назад, я промывал ей лакуны миндалин. Было три или четыре сеанса, во время которых мы беседовали на тему психосоматики, благо это позволяла моя работа. Она проявила заинтересованность и оказалась сведущей в этой теме.
- Больше никто, только я одна.
- Не кажется ли Вам странной такая ситуация? Почему только Вы одна заболели? А другим тоже было холодно?
- Честно говоря, мне не было так уж сильно холодно. Вернее… совсем не холодно. День рождения, вино, разговоры с девчонками. Дети играли... Да и в целом-то, хорошо было.
- Но, быть может, не все так было хорошо на душе? Вспоминайте, что было накануне?
Откинувшись на спинку кресла, она вспоминала. Взгляд ушел в себя…, нахлынули воспоминания. Непроизвольно руки сжались в кулаки, а лицо стало одновременно злым и страдающим. Она с жаром выпалила: «Да этот «козел» мне всю субботу отравил! И сыну отравил, тоже! Вот ……! Это ж надо было так издеваться над нами?!», - я почувствовал боль в ее голосе.
А «нарушение взаимоотношений организма с окружающим миром» в этот раз произошло с бывшим мужем. За два дня до рождения сына, в четверг, позвонил отец ребенка (бывший муж) и сообщил сыну, что хочет провести с ним день рождения в развлекательном центре вдвоем. Была представлена программа на целый день с посещением аттракционов и детским кафе. Ребенок был очень рад этому и ждал с нетерпением дня своего рождения. Мама и ребенок подготовились к этому событию, имея соответствующий праздничный настрой. Супруги были в разводе, но мать ребенка всегда приветствовала встречи отца с сыном, пусть и не очень частые.
Наступила суббота, а от отца «ни слуху, ни духу». Ребенок начал волноваться. Бывший муж на звонки не отвечал с утра до полудня. Сын и пациентка нервничали, беспокоились каждый по-своему. Тревога нарастала… И вдруг ответ бывшего мужа на очередной звонок. Из разговора выяснилось, что он совсем забыл предупредить их об изменении его планов. У него на работе какие-то проблемы и день рождения откладывается. Пациентка в шоке от такого бездушного отношения к сыну:
– Ладно, ему наплевать на меня, но сын, его страдания! Как он так может! Ведь ребенок был на грани истерики!
После этого она выдала бывшему все, что она о нем думает… Надо было как-то успокоить ребенка, и возникла идея дня рождения на даче с шашлыками. Она активно включилась в его организацию, отвлекая сына различными советами и совместным обсуждением. Ребенок успокоился, а она еще долго не могла уснуть, вспоминая эпизоды совместной семейной жизни.
Миндалины и нервы
Как установлено, проблемы с миндалинами имеют специфические нюансы психоэмоционального переживания. Человек чувствует, что:
- его взяли за горло, кто-то вынуждает его что-то сделать или сказать;
- чувствует, что на него оказывают давление.
Нежелание принять какого-то человека или новую идею сопровождается сильной эмоцией гнева и агрессивности, обращенные против него самого или на другого человека. Часто, человек ощущает себя жертвой и занимает позицию «бедный я, несчастный».
Удивительно, как точно совпадают описанные душевные переживания с переживаниями пациентки. Целый спектр отрицательных эмоций отражается на состоянии организма, проявляясь в виде болезни. Вот такая «упрощенная» психосоматика. О связи эмоций с иммунитетом можно ознакомиться в статье «Иммунитет и стресс. Какая связь?»
Биология организма представляет собой нераздельное единство тела и психики. Значимость этого фундаментального положения недооценивается. Мы полностью разделяем высказывание А. Коржибски*: «Лечение больного без учета его эмоциональных переживаний подобно ветеринарии». Поэтому необходимо говорить не только о здоровом образе жизни и экологии среды обитания, но и об экологии отношений, имея в виду их высокую значимость для здоровья человека.
* Исследования А. Коржибски оказали влияние на развитие методов психотерапии
О глубинной взаимосвязи организма человека и окружающего мира. Концептуальный подход Гиппократа и новая наука психонейроэндокриноиммунология.