Почему болеем мы и наши дети?

«Лечение больного без учета его
психоэмоциональных переживаний
подобно ветеринарии»
А. Коржибски
Начну с врачебных историй…
«Субфебрилитет»
На приеме у педиатра девочка 14-ти лет. Длительное время беспокоит субфебрилитет неясной этиологии. Обследована специалистами, проведены диагностические исследования. Заключение ЛОР-врача: хронический тонзиллит и дано объяснение причины субфебрилитета. Проведена операция по удалению миндалин. Субфебрилитет сохраняется. В течение последующего года девочку периодически беспокоили кишечные колики. Однажды выраженный болевой синдром привел в приемное отделение больницы. Консультация хирурга – хронический аппендицит, как причина продолжающегося субфебрилитета и кишечных колик. Операция аппендэктомия. Субфебрилитет сохраняется. Однажды, по счастливой случайности, ребенок попадает на консультацию к психологу. Был выявлен затяжной конфликт девочки с одноклассниками. Рекомендация – сменить школу, после чего субфебрилитет прекратился.
«Болеет мама и я болею»
За окном середина августа. В кабинет входит мама с 3-х летним сыном. На ней лица нет: бледная, взгляд поникший, тревожный и растерянный. Сынишка за лето перенес три ангины. Каждый раз получал антибиотики. Обследован на все вероятные инфекции – результат отрицательный. Причина повторных ангин не установлена. В ходе беседы выяснилось, что мальчик стал часто болеть последние полгода простудными заболеваниями. Я поинтересовалась состоянием самой мамы: ее глаза наполнились слезами и она, больше не в силах держать все внутри, «излила душу». Женщина поведала о сложной семейной ситуации, которая обострилась именно шесть месяцев назад. Душевная боль семейного разлада с мужем, обида и разочарование… При этом она дважды перенесла тяжелый гайморит.
«Плохой иммунитет?»
На приеме отец с дочерью 5-ти лет просит направить ее к иммунологу для обследования иммунитета, так как девочка стала часто болеть. Папа утверждает, что простуда начинается, как правило, на 2-3 день от начала посещения детского сада. Она и раньше посещала детский сад, но так часто не болела. При расспросе выяснилось, что четыре месяца назад у девочки появился маленький братик. Мама очень устает. По наблюдениям родителей девочка ревнует малыша к маме. По мере продолжения разговора складывается грустная картина - дочка чувствует себя заброшенной, так как ей не хватает материнского тепла и внимания. Каждое утро детские слезы и крик девочки: она не хочет расставаться с мамой и идти в детский сад.
«Рецидивирующий отит»
Мама жалуется, что сын 4-х лет в течение года переносит отит уже четвертый раз, лечение антибиотиками, слух снижен. Спрашиваю: «Что же он у вас не хочет слышать?». На что сообразительная мама сразу отвечает: «Да, мы ругаемся с мужем при нем постоянно. А муж еще иногда ремнем Степу воспитывает, когда тот не слушается».
«Отравление?»
На приеме мама с дочерью 10-ти лет. Вчера девочка пришла из школы, к вечеру подъем температуры до 380С, боли в животе, трижды рвота. Сегодня утром чувствует себя хорошо. На стандартный в этих случаях вопрос доктора: «Что накануне ребенок ел?», мама перечисляет набор продуктов и блюд, добавляя: «Да мы всей семьей это ели и ни у кого ничего не случилось», - задумчиво, - «Может в школе что съела?». При детальном расспросе удалось выяснить, что вчера в школе произошла сильная ссора с подружкой и девочка продолжает очень злится на нее и сильно переживает случившееся.
В чем же тут дело?
Всем хорошо известно выражение «Все болезни от нервов», которому уже более 150 лет. Его автор – выдающийся ученый, великий русский врач С.П. Боткин, который утверждал, что недопустимо недооценивать роль нервной системы в происхождении внутренних болезней.
Еще во времена Гиппократа известно, что разделение психики и тела (сомы) недопустимо и наносит большой вред практической медицине.
В середине прошлого века оформилось психосоматическое направление в медицине, которое подтверждает, что в основе многих болезней лежат психоэмоциональные проблемы.
В настоящее время около 40 заболеваний считаются психосоматическими: нейродермит и псориаз, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, гипертония, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, сахарный диабет, мигрень, болезни легких неинфекционной природы; болезни дыхательных путей и носоглотки; гастриты, энтериты и колиты неинфекционной природы; болезни пищевода, поджелудочной железы; болезни сердечно-сосудистой системы, включая ишемическую болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт; болезни желчного пузыря; болезни печени неинфекционной природы; вегетативная дистония; болезни полости рта и зубов; болезни миндалин, селезенки, почек, болезни мочевыводящих путей; болезни опорно-двигательного аппарата; репродуктивной сферы и даже онкологические заболевания (Гарбузов В. И., 1999).
Как возникают психосоматические заболевания?
Как мы видим, психосоматических заболеваний много и все они разные, а причина у них у всех одна – неудовлетворенность наших потребностей.
Все начинается в далеком детстве…
Давайте вспомним. Ребенок с первых дней жизни проявляет эмоции. Так он обращает наше внимание на его потребности. Мы живо реагируем на плач и крик малыша, помогая ему адаптироваться к новой среде обитания. Мы его кормим, поим, пеленаем, а он отвечает нам положительными эмоциями.
По мере роста ребенка, приближаясь к 2-3 летнему возрасту, он начинает формировать свое «Я», проявлять свою личность, настаивать на своих потребностях, которые далеко не всегда совпадают с нашими представлениями и желаниями, с теми стереотипами поведения и воспитания, которые сформированы у нас.
Постепенно мы все чаще и чаще игнорируем потребности ребенка. Он говорит нам: «Дай игрушку, поиграй со мной», а мы не всегда откликаемся на его просьбу. Кроме этого, мы «включаем» свои стереотипы. Мы сами привыкли подавлять свои эмоции, постоянно «включать» контроль над ними и учим этому своих детей, даже накладываем запрет на проявление некоторых эмоций: «Мальчик не должен плакать», «Ты не должен бояться», «Ребенок должен быть послушным», т.е. злиться нельзя. Так ребенок не дает себе право проявлять эмоции.
Самая главная потребность ребенка – быть принятым родителями, получить теплоту и любовь. В нашем обществе любовь обусловлена и выражена в виде формулы: «Я тебя приму и буду любить, если ты будешь соответствовать определенному идеалу: если будешь послушным, если не будешь плакать, если будешь чистоплотным, если…, если…». Это иллюстрация обусловленной родительской любви.
В результате у ребенка формируется адаптационная стереотипная модель поведения, которая заключается в следующем: чтобы быть принятым родителями нужно все делать так, как «должен» (как хотят они). При условии соответствия, которое выдвигают родители, ребенок получает положительное подкрепление: «Меня любят, меня ценят, меня принимают за…». Но, при этом он подавляет возникающие эмоции, тем самым, игнорируя свои потребности!
Какова роль эмоций в нашей жизни?
Физиологический смысл эмоций чрезвычайно велик. Ученые давно доказали, что эмоция несет в себе энергию, которая необходима для запуска многочисленных механизмов мобилизации и достижения организмом для удовлетворения потребности. Как ни парадоксально звучит, но вся наша жизнь – это смена потребностей, за которыми стоят эмоции.
Рассмотрим на примере. Мы испытываем чувство голода, т.е. возникла потребность утолить голод, за ней стоит отрицательная эмоция (дискомфорт). Она несет в себе энергию, которая необходима для работы систем и органов, которые будут включены в механизм (программу) по удовлетворению потребности, в нашем случае - утоления голода. Благодаря этой энергии глаза начинают искать место, где можно покушать, ноги быстрее идти к цели, при виде пищи выделяется желудочный сок, т.е. идет подготовка органов пищеварения к приему пищи. Как только мы удовлетворили свою потребность, отрицательная эмоция исчезла (ее энергия отработана), ей на смену приходит положительная эмоция (чувство удовлетворения), а за ней успокоение.
Мы рассмотрели простой пример. Потребностей же очень и очень много, часть из них мы не можем быстро удовлетворить. Но, проблема даже не в этом, а в том, что мы далеко не всегда осознаем свои потребности, так как мы не осознаем свои эмоции. Очень мало людей обладает эмоциональным интеллектом – умением отслеживать эмоции и понимать, какие потребности за ними стоят. Ведь с детства нас учат подавлять эмоции.
В чем опасность игнорирования своих эмоций?
При игнорировании эмоции, энергия, изначально предназначенная для работы по удовлетворению потребности, накапливается в определенных структурах головного мозга (лимбическая система, ретикулярная формация), создавая избыточный очаг возбуждения, откуда направляется в нервные центры управления органами и системами, вызывая нарушение в их работе. Так возникают болезни нервной регуляции или психосоматические заболевания (Г.Н. Крыжановский, 1997, 2000).
Этот механизм постоянно срабатывает как у взрослых, так и у детей. Накопленный психологами опыт подтверждает, что многие родители заблуждаются, думая о том, что хорошо знают потребности своих детей.
В качестве доказательства приведу пример. Мальчик посещает бассейн около пяти лет. В последние два года, каждый раз, приходя из бассейна, заболевает простудой. Выяснилось, что как раз около двух лет назад у него появилось сильное желание заниматься кикбоксингом, о чем он неоднократно говорил маме. Та игнорировала его желание, руководствуясь своими соображениями, и убеждала сына в пользе плавания (для здоровья, осанки и пр.). Кроме того, в их семье существует традиция занятия плаванием. В результате работы психолога к маме пришло осознание, что игнорирование потребности ребенка негативно сказывается на его здоровье. Ребенок подавляет эмоцию злости на мать, не разрешает ее ощущать и проявлять, чтобы быть принятым мамой, а подсознательно не хочет туда ходить, за что и расплачивается болезнью. Согласитесь, трудно представить человека, который занимается любимым делом, получает удовольствие, и при этом страдает и болеет.
Какие еще существуют пусковые механизмы развития психосоматических заболеваний?
У взрослых механизм развития заболевания по причине неудовлетворения потребностей несколько сложнее, чем у детей. В психологии он имеет название внутриличностный конфликт.
Как он возникает?
Каждый из нас является личностью со своими естественными потребностями в еде, в безопасности, в принадлежности к обществу, в любви, в уважении, в саморазвитии и др. (Пирамида потребностей А. Маслоу, 1943). Вместе с нашим «Я» в каждом из нас уживаются так называемые субличности, которые обладают своими потребностями.
Откуда берутся субличности со своими потребностями и как они мешают нам во взрослой жизни?
По мере нашего развития формируется ЭГО – совокупность воспоминаний (верований, установок, убеждений) эмоционально окрашенных, формирующихся в детстве в сильных эмоциональных ситуациях положительных или отрицательных. Если событие было особенно счастливым или очень неприятным, то оно хорошо запоминается. На основе этого воспоминания формируется вывод, относительно того, как в будущем человек будет избегать подобного события, если оно огорчило его, или повторять, если принесло радость. На этой основе формируются определенные стереотипы поведения. Они входят в структуру личности ребенка. В детском возрасте стереотипы помогают адаптироваться, а во взрослой жизни большинство из них бесполезны, а то и вредны. Личность развивается в ходе жизни, а субличности остаются. У личности формируются свои взрослые потребности, наряду с уже существующими детскими потребностями субличности.
Для примера рассмотрим случай «Простуда»
Пациентка 70-ти лет приехала из Италии после трехнедельного отдыха с диагнозом: риносинусит, фарингит, бронхит, пневмония?
Предыстория: сын купил тур в Италию в бархатный сезон. Она, впервые попав в такую обстановку (шикарные апартаменты), почувствовала себя королевой. Через сутки звонок из турфирмы с просьбой поселить знакомых ей двух студентов, благо площади в апартаментах было более чем достаточно. Она согласилась. Через сутки опять звонок уже с просьбой о переезде в другой квартал неподалеку, т.к. студентам понравились условия проживания, и они хотят пригласить своих друзей. Согласившись, она переехала. И так женщина меняла место проживания несколько раз, практически через день. Более того, даже была вынуждена переехать в другой город. В итоге через 10 дней она, заболев (кашель, насморк, температура), была вынуждена обратиться к местному врачу, который назначил ей лечение. В итоге, «отдохнув», она приехала домой с букетом болезней, трактуемых, как простудные заболевания.
В чем же причина ее болезни?
«Куда уходит детство…» - в детские стереотипы. Как вы думаете, почему она себе устроила такой «отдых»? Дело в том, что за переезд турфирма предложила хорошую скидку в ходе первого телефонного разговора. А дальше - понеслось.
В ходе работы с пациенткой был выявлен внутриличностный конфликт, состоявший в следующем. С одной стороны была потребность детской субличности, которая сформировалась в послевоенные годы: каждый раз, когда родители посылали ее в магазин за продуктами, по возвращении они хвалили ее за сэкономленные деньги. Таким образом, за свой поступок она получала любовь и принятие родителей. Это событие было ярко и эмоционально окрашенным – значимое событие с положительным подкреплением в виде похвалы.
В Италии, как только заговорили о скидке, этот механизм включился автоматически, на подсознательном уровне, как это часто бывает. Находясь на отдыхе, женщина жила с мыслью о том, как она возвращает сыну сэкономленные деньги, и получает любовь и принятие уже не от родителей, а от сына. Вот так, на автомате, работает у взрослого детская адаптивная модель реагирования и поведения – стереотип.
А с другой стороны есть взрослая личность, имеющая потребность в отдыхе, в наслаждении покоем, едой, климатом и т.п. В результате конфликта потребностей возникла эмоция злости на себя взрослую за игнорирование потребности в отдыхе, которая была не осознана, задавлена и проигнорирована. В результате возникло заболевание, сработал описанный выше механизм разрушительного влияния энергии отрицательной эмоции.
Потребности детской субличности необходимо осознавать, т.к. они мешают реализовать актуальные желания взрослой личности. В этом заключается внутриличностный конфликт между потребностями взрослой личности и потребностями детской субличности.
И еще…
Существует заблуждение, что респираторным заболеванием, можно заболеть только после контакта с больным. «Тогда как же у меня возникло респираторное заболевание, если я не контактировал с больным?» - задаются вопросом многие.
Ни для кого не секрет, что человек – среда обитания для множества микроорганизмов (бактерии, вирусы, грибы и др.). Наша микрофлора насчитывает более 500 видов микроорганизмов, а общее их число в десятки раз больше, чем клеток в конкретном организме. Они живут везде (на коже, слизистых, в кишечнике, в дыхательных путях и пр.). Наша жизнь без них невозможна.
Жизнедеятельность этих микроорганизмов – процесс динамичный. На протяжении человеческой жизни под влиянием множества факторов происходит постоянное изменение их количества и состава.
Большая часть этих обитателей жизненно необходимы для нас, так как они вырабатывают полезные вещества, которые помогают поддерживать жизнедеятельность нашего организма. Также они активно участвуют в формировании иммунитета. Но один и тот же представитель микрофлоры может быть как полезным, так и вредным. Их называют условно патогенными, так как при определенных обстоятельствах они начинают активно размножаться, что приводит к развитию заболевания.
В случае неудовлетворения потребности, возникающая избыточная энергия отрицательной эмоции направляется в нервные центры управления органами и системами, вызывая нарушение в их работе. Снижается тонусное влияние симпатической нервной системы (ее функция адаптационно-трофическая), ухудшается питание тканей эпителия верхних дыхательных путей, снижается выработка местных факторов иммунитета. В результате происходит беспрепятственное размножение и проникновение в ткани условно патогенной флоры, следствием чего является воспаление. Разворачивается клиника респираторного заболевания.
Еще в 19 веке известный учёный микробиолог Луи Пастер утверждал «Микробы — ничто, почва — всё». В студенческие годы преподаватель детских инфекционных болезней говорил нам – будущим врачам: «Никакая инфекция не возьмет, если ты пришел на работу в хорошем настроении, сытый и довольный жизнью». Переводя эти слова на язык психосоматической медицины, можно утверждать, что если человек удовлетворяет свои потребности, испытывая при этом положительные эмоции, то никакая болезнь ему не страшна.
Выгода
Иногда у детей и у взрослых формируется механизм поддержания возникшего ранее психосоматического расстройства, симптома, с целью получения выгоды.
Представим ситуацию: мальчик получил двойку, отец жестко отругал его, угрожал ремнем. Ребенок испытал сильное унижение, возникла обида и злость за такое грубое, неадекватное наказание. К вечеру у мальчика поднялась температура, появился насморк, кашель. Родители стали переживать, что сын заболел, отец смягчился, семья окутала его заботой и вниманием. Такое отношение родителей очень порадовало мальчика, он испытал положительные эмоции. Так на фоне болезни возникло яркое эмоционально окрашенное событие с положительным подкреплением в виде проявления любви родителей. Сформировался стереотип, который закрепился в подсознании, что если заболеть, то можно избежать наказания и унижения, а еще получить ласку, заботу и любовь. В дальнейшем, во взрослой жизни, у такого мужчины, возможно, если что-то не будет получаться на работе (возникнет угроза унижения), то высока вероятность, что он заболеет. А больных принято жалеть, какой с больного спрос. Болезнь в этом случае для него выгодна, так как является уходом от оскорбления и унижения за неудачу.
Самонаказание
Если человек поступает вопреки своим убеждениям и установкам, то подсознательно у него может возникнуть чувство вины. Вина же всегда ищет наказания. Часто таким наказанием является болезнь или травма. Таким образом, человек подсознательно загоняет себя в ситуацию, где может травмироваться или заболеть.
Особенности лечебного подхода при психосоматических заболеваниях у детей
Многоликость психосоматических заболеваний и их пусковых механизмов требует индивидуального подхода в работе с пациентом. Для начала необходимо провести полное медицинское обследование, чтобы понять в каком состоянии находится заболевавший орган или система. Далее, врач определяет тактику лечения (выбор лекарственных препаратов и других методов терапии), осуществляет наблюдение за состоянием пациента в ходе лечения. Как правило, лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает стойкого результата и болезнь возвращается.
Перед психологом (психотерапевтом) стоит задача определить психотравмирующий фактор и провести работу по его устранению. Наиболее частые психотравмирующие факторы у детей в раннем возрасте – детско-родительские дисгармонии, а в последующем присоединяются проблемы адаптации к детскому саду, школе, конфликты со сверстниками и др.
Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов лечения психосоматических заболеваний является центротерапия. Как выше было сказано, очаг возбуждения в эмоциогенных подкорковых структурах (лимбическая система) вызывает нарушения в подкорковых нервных центрах. В свою очередь, сбои в работе нервных центров вызывают нарушение работы соответствующих органов, проявляясь в виде симптомов заболеваний. Таков вкратце механизм развития психосоматических заболеваний. Центротерапия как раз направлена на восстановление нормальной работы нервных центров, что приводит к выздоровлению не только органа или системы, но и нормализации психоэмоциональной сферы. Своим подходом центротерапия полностью реализует фундаментальное положение биологии организма – единство психики и тела.
Нужно понимать, что только комплексный подход к лечению психосоматических заболеваний поможет решить проблему и даст стойкий эффект.
Дорогие родители, будьте внимательны к себе и своим детям. Гармония и взаимопонимание в ваших семьях – залог хорошего здоровья вас и ваших детей.
Читайте также статьи: «Частые простудные заболевания у детей и взрослых. Проблемы с иммунитетом?», «Иммунитет и стресс. Какая связь?» и случаи из практики: «История одной девочки. Затяжной кашель и не только…».
В статье доступно на конкретных примерах показана прямая связь эмоций и болезней. Как при игнорировании своих эмоций возникают психосоматические заболевания.