История одной девочки. Затяжной кашель и не только…

К нам обратилась мама с дочерью 11-ти лет.

Предыстория

Последний год девочка стала часто болеть острыми респираторными заболеваниями. В настоящее время переносит бронхит уже второй раз за год. Беспокоит затяжной кашель, который длится более 3-х недель. По этому поводу получила курс антибактериальной терапии. В настоящее время клинические признаки инфекционного воспаления отсутствуют, в том числе и в анализах. Девочка обследована на различные инфекционные, паразитарные заболевания, аллергию, выполнена рентгенография органов грудной клетки. Проведенные исследования патологии не выявили, а кашель сохраняется.

На приеме у педиатра мама отметила, что каждое респираторное заболевание у ребенка сопровождается учащенным мочеиспусканием, при этом анализы мочи без отклонений от нормы. В этот раз также отмечается учащенное мочеиспускание, которое появилось с началом бронхита и никак не проходит. Анализы мочи также не показали наличия воспаления в мочевыводящих путях. Кроме того, в последнюю неделю девочка стала жаловаться на боли в животе.

По причине затяжного кашля педиатр направил ребенка к неврологу, назначил противокашлевой препарат. В связи с болями в животе и учащенным мочеиспусканием было проведено УЗИ органов брюшной полости, органов малого таза, мочевого пузыря и почек, девочка была направлена на консультацию к гастроэнтерологу и нефрологу.

В связи с обнаружением дуодено-гастрального рефлюкса гастроэнтеролог назначил антирефлюксную терапию. Нефрологом был установлен диагноз: нейрогенная дисфункция мочевого пузыря  и назначено соответствующее лечение. Невролог добавил свой диагноз: вегетативная дисфункция нервной системы и включил в лечение еще пару препаратов.

Таким образом, общее количество лекарственных препаратов составило 7 с 2-3 кратным применением в сутки. Мама с трудом представляла возможность совмещения всего лекарственного арсенала с возможностями организма своего ребенка. Пришла в расстроенных чувствах на работу и поделилась своими переживаниями с коллегой, которая порекомендовала ей взять все заключения специалистов и обратиться с девочкой к центротерапевту.

На приеме у центротерапевта

К уже имеющемуся анамнезу нам удалось выяснить, что проблемы со здоровьем у ребенка начались с переходом в новую школу, в которой девочка испытывает дискомфорт и никак не может привыкнуть к новым условиям (некоторым учителям и одноклассникам). Школьная успеваемость упала. По этой причине ребенок часто тревожится, появились проблемы со сном.

Логика центротерапевта и лечебная тактика

Центротерапевт учитывает все имеющиеся заболевания, в том числе их хронологию. Особое внимание обращает на факты психоэмоциональных переживаний. Интерпретирует полученную информацию через призму нейрофизиологических нарушений в подкорковых структурах управления органами и системами (нервных центрах), формируя видение истории болезни с позиций нервизма. 

Пусковым фактором в развитии болезни явились психоэмоциональные переживания - отрицательные эмоции: страх неуспешной учебы в новой школе и постоянная тревога по этому поводу. Кроме того, волновала проблема взаимоотношений с некоторыми одноклассниками и учителями по двум предметам. К сведению, тревога и страх – это одна и та же эмоция страха, но только разной интенсивности. Также девочка злилась на родителей за перевод в новую школу, куда ей совершенно не хотелось.

Эмоциональное переживание сопровождается возникновением в эмоциогенных структурах (лимбической системе) очага возбуждения (центр тревоги*). При этом, чем сильнее эмоция, тем выше интенсивность очага возбуждения. Лимбическая система анатомо-функционально тесно связана с ретикулярной формацией ствола головного мозга, образуя лимбико-ретикулярный комплекс. Этот комплекс образует теснейшие связи между подкорковыми нервными центрами – структурами управления органами и системами. Интенсивный и(или) длительный очаг возбуждения в лимбической системе (центр тревоги*), благодаря близкому расположению подкорковых нервных центров между собой и вышеуказанным внутрикомплексным нейронным связям, иррадиируя (распространяясь), вызывает вторичные нарушения в подкорковых нервных центрах. В результате неправильной работы нервных центров возникают нарушения в соответствующих органах и системах, проявляясь в виде симптомов болезни.

Применительно к описываемому случаю в результате длительного нервного напряжения первичный очаг гиперактивности в центре тревоги* вызвал нарушения в иммунном центре*. Внешним проявлением этих процессов была не только повышенная тревожность, нарушения сна и т.д., но и частые простудные заболевания и повторный бронхит. Затем иррадиация из иммунного центра* нарушила работу центра мочевого пузыря*, проявляясь на фоне простуды в виде симптомов нейрогенного мочевого пузыря, а также кашлевого центра, обусловливая психогенный кашель (длительно сохраняющийся кашель без признаков воспаления). Кроме того, гиперактивность центра тревоги* вызвала вторичные нарушения в желудочном центре*, проявляясь в виде дуодено-гастрального рефлюкса. Общий адаптивный синдром к новым условиям учебы в результате длительно испытываемого стресса перешел в стадию дезадаптации (дистресса), проявляясь вегетативной дисфункцией (недостаточностью симпатического отдела гипоталамуса). Вот так проявились в данном случае межцентровые взаимодействия.

Лечебный процесс

Работа центротерапевта была направлена в первую очередь на устранение застойного очага возбуждения в эмоциогеннных структурах, путем лечебного воздействия на центр тревоги*. Кроме того, последовательно и постепенно воздействие проводилось на центры: иммунный*, мочевого пузыря*, желудочный * и кашля. Лечебный курс составил 10 сеансов, проводимых вначале с частотой 3 раза, затем 2 раза в неделю.

Уже после первых 2-х сеансов было отмечено существенное улучшение: прекратился кашель, перестали беспокоить боли в животе, значительно уменьшилась частота позывов к мочеиспусканию. После 5-го сеанса родители отметили, что девочка стала спокойнее.

Несмотря на то, что мы устранили симптомы заболеваний путем нормализации работы нервных центров, нами была рекомендована консультация детского психолога, так как девочке, находящейся в непростой жизненной ситуации, требуется психологическая помощь. Кроме того, должна быть определена и помощь родителей в адаптации ребенка к школе. Мы уверены, что занятия с детским психологом помогут избежать рецидивов заболеваний.

*терминология основателя центротерапии П. Бонье

Случай из практики центротерапевтов Е.А. Дериновой и Г.П. Ржешниовецкого